Мотобуксировщик "Райда" - эксплуатация

    1. Введение

Целью настоящего Руководства является ознакомление пользователя с методами овладения устойчивыми навыками правильной эксплуатации буксировщика и его модификаций, с правилами технического обслуживания, с рекомендациями по выявлению и устранению неисправностей собственными силами с применением стандартного инструмента.

Буксировщик прост в обращении, не требует специальных и больших помещений для хранения, а небольшой вес и малые габариты в транспортном положении позволяют перевозить его даже в легковом автомобиле. Конструктивные особенности двигателя, правила его эксплуатации и технического обслуживания изложены в Руководстве по эксплуатации двигателя.

Перед началом эксплуатации буксировщика следует ознакомиться с Руководствами по эксплуатации буксировщика и двигателя, и убедиться в наличии, исправности и правильной установке всех защитных приспособлений.

В связи с постоянной работой по совершенствованию буксировщика в конструкцию отдельных узлов и деталей могут быть внесены незначительные изменения, не нашедшие отражения в данной редакции Руководства.

2.Общие указания

Буксировщик «РАЙДА» (см. рис.1) - изделие малогабаритной техники, является индивидуальным средством для передвижения людей на санях (волокушах) или лыжах, а также для перевозки небольших грузов по занесенным снегом лесным тропинкам, замерзшим рекам, озерам, болотам.

К эксплуатации, обслуживанию и ремонту буксировщика и его двигателя должны допускаться только лица, изучившие данное Руководство и Руководство по эксплуатации двигателя. Следует соблюдать соответствующие указания по предотвращению несчастных случаев, а также общие положения техники безопасности.

При самовольном изменении Пользователем конструкции буксировщика и двигателя, при эксплуатации, не соответствующей назначению буксировщика, при проведении настроек, не соответствующих изложенным в данном Руководстве, Изготовитель перестает нести ответственность в случае возникновения поломок.

Указания по безопасной работе с буксировщиком и предотвращению несчастных случаев

Основное правило - перед каждым началом эксплуатации следует проверить исправность буксировщика и основных его узлов. Лица моложе 14 лет не должны допускаться к эксплуатации буксировщика. Буксировщик, не оснащённый фарой, следует эксплуатировать при достаточной освещенности местности.

Внимание

    Остерегайтесь вращающейся звездочки ведущего вала ходовой части (см. рис.2,поз.1)! Останавливайте буксировщик на безопасном расстоянии от людей и животных! Снимать защитные ограждения буксировщика допускается только при остановленном двигателе. Перед началом эксплуатации буксировщика следует убедиться в том, что все гайки на осях и ведущем валу ходовой части затянуты и зашплинтованы (см. рис.2). Перед запуском двигателя следует убедиться, что рычаг газа находится в крайнем положении «черепаха».

 

Рис. 2.
      При любых нарушениях в работе рулевого управления следует немедленно остановить буксировщик, найти и устранить неисправность. Установка 

саней-волокуш

       за буксировщиком должна быть только на жесткой сцепке.

 3.Технические характеристики

Технические характеристики КБ-48-380

Габаритные размеры в рабочем состоянии, мм 2750х430х580
Габаритные размеры при перевозке (транспортировке), мм 1500х430х625
Масса, кг 78
Скорость, км/час до 20
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 4,5 (6)
Двигатель Briggs & Stratton мод. 1117432 6HP, 4-х тактный, воздушного охлаждения. одноцилиндровый
Масса перевозимого груза, кг:  
в буксировщике до 40
на сцепке Водитель и 2 чел. или водитель и 200 кг груза
Вид топлива бензин А 95 или А 92
Расход топлива, л/час до 2

 4.Устройство буксировщика

Буксировщик (см. рис.3) состоит из следующих основных частей:

Рис. 3. Устройство буксировщика Райда

 

      1. двигатель;
      2. ходовая часть;
      3. платформа;
      4. волокуша;
      5. капот;
      6. рычаг рулевой (в сложенном положении) с рукояткой регулировки газа.

 5.Комплект поставки

В комплект поставки буксировщика входят:

      • Буксировщик РАЙДА 048.00 1 шт.
      • Волокуша 1 шт.
      • Скоба такелажная №10 1 шт.
      • Эксплуатационная документация:
        • Руководство по эксплуатации буксировщика «РАЙДА» 1 шт.
        • Руководство по эксплуатации двигателя 1 шт.

Спецификация цепей, применяемых в буксировщике.

Место установки Обозначение цепи Количество
Передача «двигатель- промежуточный вал» Цепь ПР-12,7-1820 ГОСТ 13568 0,6м (47 зв.)
Передача «промежуточный вал-ведущий вал ходовой части» Цепь ПР-12,7-1820 ГОСТ 13568 0,825м (62 зв.)

Спецификация подшипников, применяемых в буксировщике.

Место установки Обозначение подшипника Кол-во
КБ48-500.01.00.00
Ходовая часть
Подшипник 180204 ГОСТ 8882 10
РАЙДА 048Z.02.00.00 Кронштейн в сборе Подшипник 180204 ГОСТ 8882 2

Запасные части для буксировщика можно заказать по отдельной заявке.

6.Подготовка буксировщика к работе

Переведите рулевой рычаг (см. рис.3, поз. 6) из транспортного положения в рабочее в соответствии с рис. 1 и закрепите его винтами и гайками. Сцепите буксировщик с волокушей с помощью скобы такелажной №10, входящей в комплект поставки. Подготовьте к работе двигатель согласно Руководству по эксплуатации двигателя.

 

Проверьте:

    • натяжение гусеницы (см. рис.4);

      Стрела прогиба гусеницы от приложенной силы в 1…3 кг в средней части между ведущим валом и поддерживающими роликами должна быть 15…20мм.

      Рис. 4.

      • длину штанг ходовой части (см. рис.5);

        Разница межосевых расстояний между ведущим валом и передней осью левой и правой штанг не должна быть более 1 мм. При необходимости отрегулируйте с помощью гаек и контргаек длины штанг перемещением шпилек с установленной в них передней осью.

        Рис. 5.

          • расположение звездочек в одной плоскости (см. рис.6);

        Зазор должен быть не более 0,5мм. Если зазор более допустимого, отрегулировать шайбами находящимися на приводном валу за нижней звездочкой;

        Рис. 6.
          • натяжение цепей приводов ведущего вала ходовой части и промежуточного вала;

        гайки затяните и установите защитный кожух на штатное место. Натяжение цепи привода промежуточного вала отрегулируйте перемещением двигателя.

        Стрела прогиба (см. рис.7) холостой ветви при отклонении ее вручную должна быть 5…8мм. При необходимости отрегулировать натяжение цепи с помощью винта 1 перемещением корпуса подшипников 2 ведущей звездочки, предварительно ослабив затяжку гаек 3 и гайки 4. Закончив регулировку, все гайки нужно затянуть и установить защитные кожухи на штатное место;

        Рис. 7.
          • легкость перемещения в оболочке тросика газа;

        Сделайте несколько возвратно-поступательных движений рычагом управления газом. Тросик должен перемещаться легко, без заеданий.

        Если при движении тросика наблюдается заедание или повышенное трение, необходимо закапать под оболочку тросика 5-10 капель любого моторного масла (см. рис. 8).

        Рис. 8.

        При необходимости монтажа тросика газа выполните следующее:

              • закрепите один конец тросика и оболочки на рычаге рукоятки газа;
              • установите рычаг газа на двигателе в крайнее положение «черепаха» и закрепите на нём другой конец тросика;
              • установите другой конец оболочки тросика под хомутом и закрепите в данном положении.
            • уровень масла в картере двигателя и редукторе механизма сцепления;

        При необходимости добавьте бензин в топливный бак, не переполняя его. В топливном баке должно оставаться достаточно места для расширения топлива.

          1. Порядок работы
            1. Запуск двигателя
              1. Внимательно изучите Руководство по эксплуатации двигателя Вашего буксировщика (раздел «Запуск двигателя»).
              2. Пуск двигателя производите на горизонтально установленном буксировщике.
              3. Убедитесь, что вы находитесь на безопасном расстоянии от вращающихся частей буксировщика.
              4. После запуска двигателя полностью откройте воздушную заслонку и дайте прогреться двигателю в течение 1…2 минут. Буксировщик готов к работе.
            2. Остановка двигателя
              1. Для остановки двигателя отпустите рычаг рукоятки газа до возврата его в крайнее положение и переведите переключатель на двигателе в положение «выкл».
            3. Обкатка буксировщика
              1. Эксплуатацию и техническое обслуживание двигателя Вашего буксировщика в период обкатки производите в строгом соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя.
              2. Первые 25 часов работы являются периодом приработки деталей трансмиссии буксировщика. В этот период не допускается работа буксировщика с полной нагрузкой и, тем более, с перегрузкой.
              3. Рычаг управления дроссельной заслонкой в период обкатки используйте в диапазоне не более чем 2/3 его хода.

                ВНИМАНИЕ

                При недостаточной или некачественной обкатке двигателя и трансмиссии значительно сокращается общий срок службы буксировщика!
            4. Работа с буксировщиком
              1. Для начала движения воздействием на рычаг рукоятки газа плавно увеличивайте обороты двигателя, достигая желаемой скорости движения.
              2. Для остановки буксировщика уменьшите скорость до минимума и полностью отпустите рычаг рукоятки газа до возврата его в крайнее положение.
              3. Заглушите двигатель, переведя переключатель на двигателе в положение «выкл».
              4. Закройте краник подачи топлива.

         

        1. Характерные неисправности и методы их устранения

          Характерные неисправности двигателя, характер, признаки их проявления и методы устранения изложены в Руководстве по эксплуатации двигателя.

          Характерные неисправности буксировщика, признаки их проявления и методы устранения приведены в таблице.

          Характер или признаки внешнего проявления неисправности Вероятная причина Метод устранения
          Буксировщик перемещается неравномерно, рыками, временами слышны посторонние металлические звуки. Недостаточное натяжение приводных цепей. Отрегулировать натяжение цепей согласно разд.6.
          Слышен металлический хруст, гул. Повреждение подшипников. Заменить подшипники.
          Двигатель развивает максимальные обороты, а передвижение затруднено. Чрезмерное натяжение гусеницы. Отрегулировать натяжение гусеницы согласно разд.6.

           

        2. Техническое обслуживание

           

          • Техническое обслуживание двигателя производите согласно Руководству по эксплуатации двигателя.
          • Текущее обслуживание буксировщика

            Перед каждой поездкой проверяйте:
            • надежность крепления деталей и узлов буксировщика и при необходимости производите затяжку резьбовых соединений;
            • наличие утечки масла. В случае обнаружения утечки устраните ее и долейте масла до требуемого уровня.
          • Техническое обслуживание буксировщика через каждые 50 моточасов.
            • Смажьте тросик газа, для чего под оболочку тросика закапайте 5-10 капель любого моторного масла, после этого несколько раз нажмите на рычаг газа.

           

        3. Правила хранения

           

          • Буксировщик храните в сухом проветриваемом помещении или на улице под навесом в водонепроницаемом чехле.
          • Кратковременное хранение буксировщика (до 1 месяца):
            • выполните работы по техническому обслуживанию согласно разд.9;
            • смажьте моторным маслом приводные цепи;
          • Длительное хранение буксировщика (более одного месяца):
            • выполните работы, предусмотренные Руководством по эксплуатации двигателя;
            • выполните работы, предусмотренные для кратковременного хранения буксировщика;
            • смажьте консервационным маслом все детали буксировщика, не имеющие лакокрасочного покрытия, а также места с нарушенным лакокрасочным покрытием.
            Данная консервация обеспечивает сохранность буксировщика до 12 месяцев при условии соблюдения правил хранения.
          • По истечении 12 месяцев проведите переконсервацию буксировщика, для чего:
              расконсервируйте двигатель согласно Руководству по эксплуатации двигателя;
            • удалите с узлов и деталей консервационную смазку чистой ветошью, смоченной в бензине;
            • протрите буксировщик начисто сухой ветошью;
            • замените масло в двигателе, залейте топливо в бак;
            • вывесив буксировщик на опорах, запустите двигатель и, увеличив его обороты до средних значений, прокрутите гусеницу буксировщика в течение 5 минут для смазки двигателя;
            • выключите двигатель и проведите работы по консервации двигателя (согласно Руководству по эксплуатации двигателя) и буксировщика для дальнейшего хранения.

           

        4. Транспортирование

           

          • Для транспортирования буксировщика на любом виде транспорта слейте топливо из бака.
          • При проведении погрузочно-разгрузочных работ буксировщик должен находиться в горизонтальном положении.
          • Переносите буксировщик вдвоем, удерживая его за платформу над гусеницей.
          • При перевозке буксировщика обеспечьте его надежную фиксацию для предотвращения механических повреждений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
          • транспортирование буксировщика в емкостях или таре из-под угля, песка, извести, соли, других сыпучих веществ, а также из-под химических продуктов.
          • транспортирование буксировщиков друг на друге без специальной тары.

           

        5. Гарантии изготовителя

           

          1. Изготовитель гарантирует соответствие буксировщика и его модификаций требованиям действующих технических условий при соблюдении потребителем правил транспортирования, хранения и эксплуатации буксировщика. Гарантийный срок эксплуатации - 12 (двенадцать) месяцев со дня продажи буксировщика. Гарантийный срок хранения в заводской упаковке -12 месяцев со дня приемки буксировщика ОТК Изготовителя. Гарантии Изготовителя двигателя изложены в Руководстве по эксплуатации двигателя.
          2. Изготовитель обязуется в течение гарантийного срока безвозмездно ремонтировать или заменять вышедшие из строя детали, узлы и буксировщик в целом, если в течение указанного срока будет обнаружено их несоответствие требованиям конструкторской и технологической документации, или неисправность буксировщика произошла по вине Изготовителя.
          3. Если по результатам исследований причин неисправности буксировщика будет установлено отсутствие вины Изготовителя, то все затраты, понесенные Изготовителем при проведении исследований, оплачивает Потребитель.
          4. Обмен неисправных буксировщиков, вышедших из строя в период гарантийного срока, расторжение договора купли - продажи осуществляются в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителя».
          5. Изготовитель не несет ответственности по гарантии, если:
            • истек гарантийный срок хранения или эксплуатации;- предъявленный буксировщик разукомплектован;
            • не предъявлено настоящее Руководство или в нем отсутствуют отметки ОТК Изготовителя и торгующей организации (штамп и дата продажи);
            • не совпадает номер двигателя в Руководстве по эксплуатации двигателя с номером на самом двигателе;
            • буксировщик использовался не по назначению;
            • Потребитель дорабатывал детали буксировщика или заменял их на детали, не предусмотренные конструкцией;
            • буксировщик вышел из строя по вине потребителя в результате несоблюдения требований Руководства по эксплуатации, небрежного с ним обращения или нанесения буксировщику механических повреждений;
          6. Изготовитель не принимает в ремонт и не обменивает отдельные детали и узлы буксировщика, а также буксировщик в целом, не очищенные от загрязнений.